"Нептун" против "Вихря"

или почему "Вихрь" "тянет" хуже других моторов.

1.  В 1974г. М.Б.Масеевым и Э.Л.Чумаковым в опытовом бассейне ЦАГИ (Центральный Институт Аэро - Гидродинамики) были проведены испытания подвесных лодочных моторов "Нептун-23" (23л.с.) и "Вихрь-М" (25 л.с.). Результаты испытаний были опубликованы в журнале "Катера и Яхты". Приводимые ниже графики и пояснительный текст к ним взяты из №1 за 1975г. (№53 по сквозной нумерации).
Графики
Графики эффективного упора, пропульсивного КПД и оборотов моторов
"Нептун-23" (кривые 1) и "Вихрь-М"(кривые 2) со штатными винтами 240х300.

  ...Представляет интерес сопоставление пропульсивных качеств подвесных моторов "Нептун-23" и "Вихрь-М", штатные скоростные винты которых имеют одинаковые диаметр и шаг, а мощность почти одинакова.

  При движении с большими скоростями комплекс мотор-корпус дейдвуда-винт "Нептуна-23" и по эффективному упору и по КПД имеет заметное преимущество перед "Вихрем-М" несмотря на то, что максимальная мощность последнего на 2 л.с. больше.

  Дополнительными исследованиями было установлено, что одна из причин этого - худшее взаимодействие винта и корпуса дейдвуда мотора "Вихрь-М" из-за малого расстояния между ними...


2.  Ниже приведены данные заводских испытаний мотолодки "Крым-3", которые были опубликованы в журнале "Катера и Яхты" №6 за 1976г. (№76 по сквозной нумерации), достаточно убедительно свидетельствующие о преимуществе "Нептуна-23" перед "Вихрем-М".
Скорости мотолодки "Крым-3" c различной нагрузкой под разными моторами
Моторы Полезная
нагрузка,
кг
Скорость,
км/ч
"Нептун-23" 180 30
350 26
2X "Нептун-23" 180 43
500 40
"Вихрь-М" 180 30
350 25
2X "Вихрь-М" 180 43
500 39
"Вихрь-30"
с подобранным
винтом
180 40
350 35
450 30

3.  Подобных свидетельств в своё время немало приводилось на страницах "КиЯ". Казалось бы, разница в тяге и скоростях невелика. Но на деле, при той же, или несколько меньшей скорости более мощный "Вихрь-М" расходует в час более литра "лишнего" горючего по сравнению с "Нептуном-23". За установленный срок моторесурса в 500 часов "Вихрь-М" напрасно сожрёт почти три бочки горючего! Разумеется, эта цифра возрастёт в случае применения более мощного "Вихря-30". Годами "Вихрь" будет понапрасну тянуть деньги из кармана владельца, годами понапрасну "коптить небо и воду"! Многие водномоторники, узнав о причине столь низкого КПД системы винт-редуктор "Вихря", принялись модернизировать мотор и добились неплохих результатов.

  Что же можно сделать для исправления столь серьёзного недостатка конструкции "Вихря"?

  • Сделать новый, более длинный гребной вал. Достаточно удлинить вал на 25мм.
  • Изготовить новый или переделать винт от другого мотора, имеющий больший угол откидки лопастей назад.
  • Осторожно снять немного металла с торца стойки редуктора, обращённой к винту.
  • В дополнение к перечисленным мерам, заполнить отверстия крепёжных винтов нижней половины
        редуктора герметиком и отполировать поверхность редуктора.

      На "Вихрях", доработанных спортсменами, выигрывались чемпионаты, ставились мировые рекорды. Но далеко не каждый из водномоторников-любителей обладал достаточными знаниями, возможностями и желанием заниматься серьёзными доработками моторов.

      Поражает другое. Каким равнодушием к потребителю и защите окружающей среды отличался завод- изготовитель "Вихрей", наверняка прекрасно осведомленный об этой проблеме! Только в конце 90-х годов самарские конструкторы разработали новый мотор "Вихрь-30МА", редуктор которого имеет форму, благоприятную с точки зрения гидродинамики. Остается лишь надеяться, что будет наконец налажен их серийный выпуск.

    Рейтинг@Mail.ru
    На главную страницу
    Rambler's Top100