Постройка "Антикризисной" мотолодки
(марийский вариант).

Часть 1.



  Описание строительства АКЛ.

   Здравствуйте!

  Меня зовут Вафин Марат Радиславович, 35 лет, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола.

  Род занятий: строительство.

  Хобби: поделки из дерева и не только, рыбная ловля.

  Судно: гребная ПВХ, а теперь и АКЛ.

  До знакомства с форумом мои знания о мотолодках сводились к тому что существует некая группа счастливчиков, обладающих моторными лодками, что они какие то особенные, что это накладно, что это лишняя головная боль и требует много времени и т.д. и т.п. И уж тем более мне не было ничего известно о возможности самостоятельной постройки лодок.

  Я давно увлекаюсь рыбной ловлей, тем более теща живет на Волге и там меня пару раз брали на сомовью рыбалку. Короче, осенью 2010 года до меня дошло, что от владения мотолодкой меня отделяет невидимый барьер, который я сам же себе и нарисовал. Барьер был преодолен и было принято решение к навигации 2011 года заиметь собственную моторную лодку.

  Изначально предполагалось просто приобрести либо б/у либо новую лодку. Начал поиски в Интернете. И наткнулся на статьи по самостоятельной постройке. С этого момента это дело вышло на первый план. Ни о чем больше думать не хотелось, а только строить. Это было в начале декабря 2010. Чуть-чуть разобрался в Карене, начертил лодку, которая, по-моему мнению, должна была удовлетворить моим требованиям. Распечатал выкройки в натуральную величину. Посадил жену вырезать выкройки, что она и сделала.

  Вообще, жена у меня золото. Всегда поддерживает во всех начинаниях, даже если они заведомо пахнут авантюрой. Ей хочется сказать огромное спасибо за поддержку, понимание и огромное терпение! Спасибо тебе, Юля!

  Закупил фанеру ФСФ 4 мм и 6мм (качество дрянь конечно, но меня это нисколько не смущало), стеклоткань ЭЗ-200, через знакомых завез с Дзержинска ЭД-20 и ПЭПА 10кг. Начитавшись страницу Сергея Баркалова, заготовил 50 кг(!!!)мешок известковой муки, 2 кг талька и начал опыты со смолой (мазал галтели на кусках фанеры)… Вопросов стало так много, что было принято решение начинать строить, пока эти вопросы не отбили всю охоту.

  Было несколько вариантов с помещениями для постройки, но я остановился на своей даче (10 км от города, возможность создания стабильных +20 градусов). Готовую лодку можно было вытащить через дверь частично разобрав веранду.

  Вобщем, недолго думая, застыковал фанеру с проклейкой с обеих сторон стеклотканью как на страничке Баркалова. (Фото1). Стыковал прямо на полу (фанерный пол) подложив полоску полиэтилена, потом ткань (один слой), фанера, ткань (один слой), полоска полиэтилена, брусок и груз. Предварительно рулон ткани отжег на улице паяльной лампой, частично пережег в самом начале пока нашел оптимальную скорость отжига. Ленты нарезал под 45 градусов.

  Через 1 или 2 дня снял груз и саморезы, и попробовал отодрать ткань от основы. Она отдиралась!!! Настроение пошло вниз. Пошел к соседу, он мастер спорта по авиамоделизму, технарь насквозь, и производит очень серьезные вещи (какие-то газовые хронометры и т.д.) и, несмотря на отсутствие у него времени, буквально притащил его к себе на совет. Он сказал, что за много лет работы со смолой видел всякое, и ничего страшного он не видит. Он обьяснил весь процесс(!!) производства стеклоткани, что она не работает на отрыв, а работает на сдвиг, что у них были случаи расслоения самодельных винтов и для примера привел кусок текстолита, который расслаивается именно между слоями ткани. Короче, успокоил. Напоследок пообещал познакомить со своим другом, который самостоятельно построил не одно судно, в том числе и действующую поныне яхту. (Обещание сдержал). Пожелал мне перешагнуть сомнения и строить дальше, что я и сделал. Настроение опять пошло вверх.

  В это время на форуме я прочитал про АКЛ, начитался про разные там ТТХ, килеватость , мореходность и т.д. и т.п. И тут меня озарило. Я вдруг понял, что я собираюсь построить непроверенную лодку! Думал все новогодние праздники. В конце концов решил не искать приключений (и так хватает), и хотя бы этот проект в своей жизни воплотить по уже протоптанной дорожке, тем более И.Г. нагляднейшим образом шаг за шагом показывает что и зачем следует делать. Что еще надо?! И самый для меня важный момент: следовать по проторенной дорожке в моем случае означало огромную экономию времени и возможность получить лодку до рождения малыша и сезону открытой воды, и освободить помещение для летнего отдыха семьи.

  В общем, я круто поменял курс и принял решение строить АКЛ 3,8. Более того, я все таки решил переделать стыковку фанеры и применил метод заусовки. (фото 2-6).

  Сделал разметку (Фото 7-9).

  Выпилил сначала борта ножовкой (фанера 4мм), затем днище лобзиком (фанера 6мм) (фото 10-12). На фото 12 виден припуск на днищевых листах 30мм.

  Выпилил транец (фото 13) из фанеры ФСФ 10 мм.

  На полу нарисовал шпангоуты и начал их собирать. Использовал имевшиеся сосновые рейки сечением 15х35. В душе понимал что маловато, но уж больно не хотелось выходить на мороз и пилить новые (д/о станок и материал всегда в наличии, люблю это дело). (Фото 14). Параллельно сделал импровизированный кильблок, прикрутив саморезами 2 рейки к торцу скамейки (фото 15).

  Начал соединять днищевые листы по методу И.Г. (Фото 16-18). Видны скобы из полос оцинковки и щели между листами (щели вылезут боком).

  Нарезал стеклоткань и начал проклеивать стык днищевых листов в два слоя (фото 19-20). Столкнулся с тем что смола без наполнителя начала уходить в щель. Пришлось ждать что б маленько встала, мазать снова и т.д. Без соответствующего опыта работа постепенно превращалась в мучение и начинала казаться бесполезной, появлялись ненужные мысли и т.д. т.п. Спасли положение ранее прочитанные на форуме рассказы самодельщиков о подобных ситуациях, и большое желание довести до конца начатое дело. На следующий день под стеклотканью обнаружил пустоты, но решил не зацикливаться, рассудив что в случае чего смогу сошлифовать и приклеить снова. Просто продолжил работу.

  Приезжала жена с прокурорской проверкой и запечатлела меня за работой(фото 21).

  В один прекрасный момент выясняется, что изготовленные мной ранее шпангоуты не имеют достаточной прочности в местах приклейки книц. Причин несколько. Во-первых, рейки были старые и очень хорошо просохшие (как камень) и почти не впитывали смолу. Во-вторых, я разводил смолу, и, чтобы смола была менее текучей, добавлял известковую муку, и предварительно НЕ прогрунтовав смолой приклеиваемые поверхности, просто намазывал эту «сметану» на них и сжимал. Древесина надлежащим образом не пропиталась. Короче, я разломал ранее склеенные шпангоуты. На душе дело обстояло также. Стиснув зубы, пошел пилить новые рейки и снова начал собирать шпангоуты уже «правильного» сечения 17х44 и из правильного материала.(Фото 22-23).

Продолжение истории.

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100