Самостоятельная постройка мотолодки
по мотивам "Радуги".

Часть 1.



 Всем здравствуйте.

 Январские выходные длинные, на улице приличный мороз, решил всё таки оформить статью о постройке одной из своих мотолодок. Итак ;)

 За сезон до начала постройки мною был приобретён новым мотор Honda 50. Двигатель изначально выбирал с учётом будущего проекта. За сезон эксплуатации на советской мотолодке, мотор подтвердил репутацию экономичного для своей мощности мотора. Работает тихо, потребляет немного, хлопот с обслуживанием не доставляет, заводится без проблем даже на морозе, что ещё нужно рыбаку который использует любую возможность провести время на водоёме.

 С размером предмета постройки то же сомнений не возникало, это должна была быть лодка максимального размера влезающая в стандартный 6-ти метровый гараж вместе с прицепом, т.е. общая максимальная длинна лодки должна быть в пределах 4,7-4,9 м.

 Лодка планировалась для достаточно продолжительных переходов по Онего, основное предназначение рыбалка, вид рыбалки троллинг.

 Т.е. техническое задание которое я поставил перед собой звучит примерно так: достаточно мореходная лодка длинной 4,7-4,9 метра, с неплохой остойчивостью, способная передвигаться в режиме глиссирования под мотором мощностью 50 л.с. с загрузкой три рыбака, сто литров топлива, походное снаряжение, троллинговое оборудование, докатка, электромотор, два-три аккумулятора ёмкостью по 75 ам.ч каждыйи прочее имущество необходимое на водоёме. Задача непростая, но вполне осуществимая.

 Пересмотрев в очередной раз проекты имеющиеся в свободном доступе в сети и специализированных журналах, окончательно убедился в отсутствии готового проекта под мои задачи. К тому же в течении 2008 г. я ознакомился с работой программы Freeship, которую абсолютно бесплатно можно скачать с сайта http://freeship-plus.land.ru/ и использовать в любительских целях для проектирования судов.

 За год знакомства с программой я достаточно неплохо научился рисовать и в общей сложности прорисовал порядка 30-40 различных по обводам и планировке корпусов.

 Честно скажу, это занятие меня сильно увлекло и даже сейчас я частенько открываю программу просто порисовать.

 В сети интернет есть проект похожих размерений с устраивающеми меня обводами и достаточно неплохими отзывами http://www.motolodka.ru/sbuild/rainbow.htm

 Хозяин и строитель мотолодки Иван Георгиевич Гусаков, владелец ресурса www.motolodka.ru.

 Читаю данный форум практически с момента его образования, информации очень много, но главное есть возможность проконсультироваться с человеком который построил примерно такую же мотолодку какую хочу я и выслушать мнения форумчан по предмету постройки.

 Задав вопрос на форуме я получил некоторые ответы на интересующие меня вопросы, к тому же познакомился с Алексеем ( ник - may) который в дальнейшем научил меня производить необходимые расчёты в программе Freeship. За что им всем огромное человеческое спасибо.

 Поскольку чертежей проекта мотолодки как такового не существовало в природе, пришлось рисовать корпус с нуля внося изменения под мои задачи.

 Вот несколько изображений посмотрев которые можно наглядно увидеть изменения:

 После двух с половиной месяцев проектирования лодки в программе и проведения необходимых расчётов, получился практически готовый проект мотолодки со всеми необходимыми в постройке размерами.

 В проекте я прорисовал не только обводы, но и элементы внутренней планировки корпуса, стекло и т.п., это позволило не задумываться в процесе постройки над расположением элементов, часть элементов корпуса сделать на стадии изготовления шпангоутов.

 И так, проект который хочется строить есть, навыки строительства, место, инструмент и желание тоже имеются, единственным минусом являлась отдалённость мастерской от места постоянного проживания.

 Живу и работаю я в г. Петрозаводск, а место постройки располагается в 60-ти километрах. Так что заниматься постройкой я мог в выходные дни, период отпуска и то редкое свободное время которое удавалось "урвать" у жизни закончив рабочий день и пролетев 60 км. до мастерской, но разве это остановит человека одержимого идеей строить лодку.

 Закупив необходимые материалы и выйдя в отпуск 29 апреля 2009 г. приступил к постройке лодки.

 Поскольку погода не позволяла работать в мастерской, шпангоуты решил делать в доме, жил у родителей в квартире.
Как известно все великие дела начинаются с перекура :)
Растопив печку, закурим и мы :)

 На самом деле процес изготовления шпангоутов не представляет из себя ничего сложного, достаточно быть внимательным при черчении размеров.

 И аккуратным при выпиливании.

 Первый шпангоут вырезан, очередь за остальными.

 Дальше дело техники, снимай размеры с программы, переноси не допуская ошибок на лист фанеры и выпиливай по линии.

 Ещё на стадии проекта прорисовал размеры шпангоутных рамок таким образом, что бы как можно более экономично использовать стандартный лист фанеры фсф. В общей стоимости материалов такая экономия незначительна, но если этого не учитывать возникнут ненужные траты, а они нам не к чему.

 В некоторых случаях "зазор" между линиями составлял не более 0,5 см.

 В дальнейшем вырезанные шпангоуты из 4-х мм фанеры обтягивались сосновыми рейками сечением 45*18.

 После чего проклеивались эпоксидной смолой смешанной с древесной мукой и сушились.

 Работа по изготовлению 7-ми шпангоутов и транца заняла 8 дней.

 Можно было конечно пойти по другому пути, значительно сэкономив время и изготовить шпангоуты из реек на косынках, но у меня шпангоутные рамки не только задают формы будующей лодки но и выполняют роль внутренних элементов кокпита.

 Поэтому сделав шпангоуты именно таким образом, я всего лишь сэкономил время на изготовление в будущем элементов кокпита с подгонкой по месту.

 Шпангоуты готовы, рейки напилены, едем на "верфь". На данной стадии вся лодка помещается в обычную легковушку :)

 После проведения электричества в место строительства, небольших мероприятий по утеплению и изготовлению стапеля, занялся установкой шпангоутов.

 Раньше выставлял по обычной нитке, в этот раз решил попробовать способ подсмотренный на сайте Игоря Седельникова ( http://www.yakutia.ru/~igor/ ) и выставить по лазерному нивелиру, как лучше так и не понял, но на всякий случай всё же перепроверил по дедовскому методу :)

 После установки шпангоутов дело за продольным набором - скуловые и бортовые стрингера сосна 40*20, киль склеил из трёх сосновых реек 50*12, днищевые стрингеры сосна 40*15.

 Все детали проклеиваются эпоксидной смолой с наполнителем из древесной муки и притягиваются саморезами.

 После отвержения смолы, выкрутил все саморезы, временно притягивающие к шпангоутам продольный набор, снял малку и закрутил обратно нержавеющий крепёж. Настала пора обшивки. Гидролыжа склеена в два захода, поскольку толстый лист фанеры достаточно проблематично загнуть, сначала был приклеен лист фанеры толщиной 6 мм, потом поверх него лист толщиной 4 мм.
Выглядит это примерно так.

 С гидролыжи снял малку и начал укладывать днищевые листы - фанера ФСФ толщиной 6 мм.

 Лист фанеры целиком укладывается на участок, временно прихватывается по форме набора саморезами, чертится контур с припуском примерно 3 см. и обрезается по контуру.

 Далее ещё одна примерка и можно приклеивать, запрессовывая саморезами с шагом примерно 8 см.

 Листы фанеры между собой стыковал при помощи накладки с внутренней стороны, промазав эпоксидной смолой с древесной мукой и запрессовав её по месту при помощи саморезов.

 Есть иной способ стыковки, снимая малку склеить листы на ус, но мне так удобней, да и к тому же не теряется полезная длина листа фанеры.

 Стройные ряды саморезов :)

Продолжение истории.

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100